Карта территориальных органов Ространснадзора

Центральный федеральный округ

Главная страница Обращения Часто задаваемые вопросы

Часто задаваемые вопросы

Перечень типовых, наиболее часто задаваемых заявителями вопросов и ответы на них.

  1. Вопрос: На основании чего осуществляются внутренние и международные воздушные перевозки пассажиров?

Ответ: В соответствии с п. 4 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (утв. приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. N 82) перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок.

Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей. Правила перевозчика могут быть изменены им без уведомления пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей при условии, что изменения не применяются к пассажиру, грузоотправителю либо грузополучателю после заключения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.

  1. Вопрос: Каковы сроки возврата пассажиру стоимости билета?

Ответ: Возврат денежных средств пассажиру, уплаченных за воздушную перевозку при прекращении договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика осуществляется в соответствии с Правилами авиакомпании, с которыми пассажир должен быть ознакомлен до заключения договора воздушной перевозки.

  1. Вопрос: Законно ли предоставление воздушного судна меньшей пассажировместимости?

Ответ: В соответствии с требованиями пункта 76 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года

№ 82 перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

  1. Вопрос: Несет ли авиакомпания ответственность за утерю багажа?

Ответ: Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а так же вещей, находящихся при пассажире регулируется статьей 119 Воздушного Кодекса Российской Федерации: за утрату багажа при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Для получения материальной компенсации за утрату багажа необходимо обращаться в компанию-перевозчик.

Сроки предъявления претензии к перевозчику при международных воздушных перевозках регулируются пунктом 2 статьей 127 Воздушного Кодекса Российской Федерации: в случае утраты багажа, груза или почты претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение восемнадцати месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.

  1. Вопрос: Законно ли осуществление полетов вертолетами на низкой высоте над населенными пунктами?

Ответ: В соответствии с Приказом Минтранса РФ

от 31 июля 2009 г. N 128 об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов

в гражданской авиации Российской Федерации»

за исключением случаев, в которых это необходимо при осуществлении взлета, посадки или указанных в пункте 3.32 Правил, запрещено выполнять полет воздушного судна:

а) над территориями населенных пунктов и над местами скопления людей при проведении массовых мероприятий – ниже высоты, допускающей в случае отказа двигателя аварийную посадку без создания чрезмерной опасности для людей и имущества на земле, и ниже высоты 300 м над самым высоким препятствием в пределах горизонтального радиуса в 500 м вокруг данного воздушного судна;

б) в местах, не указанных в подпункте «а», на высоте менее 100 м. Полеты с отклонением от требований подпункта «б» Правил разрешены в случаях, когда это

не создает опасности для людей или имущества на земле при выполнении авиационных работ или летном обучении под наблюдением пилота-инструктора.

  1. Вопрос: О необходимости согласования размещения объектов в границах приаэродромных территорий?

Ответ: В силу п. 1 ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Абзацем первым п. 58 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 (Федеральные правила), предусмотрено, что для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.

Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации (абз. 2 п. 58 Федеральных правил).

Абзацем 3 п. 58 Федеральных правил было предусмотрено, что в пределах приаэродромной территории запрещается проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов без согласования со старшим авиационным начальником аэродрома.

Данная норма в части, предусматривающей необходимость согласования проектирования, строительства и развития городских и сельских поселений, а также строительства и реконструкции промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов со старшим авиационным начальником аэродрома, признана недействующей решением Верховного Суда Российской Федерации от 23.01.2014 года № АКПИ13-1080.

Федеральным законом от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» (Федеральный закон № 135-ФЗ) усовершенствован порядок установления и использования приаэродромных территорий и санитарно-защитных зон.

Статья 46 Воздушного кодекса Российской Федерации, которая устанавливала, что проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома, Федеральным законом № 135-ФЗ признана утратившей силу с 30.09.2017.

В соответствии с ч.1 ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 135-ФЗ) приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Указанным решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 1 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ предусмотрено, что до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции указанного Федерального закона), уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти обязаны разместить на своих сайтах описание местоположения границ приаэродромных территорий, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до 01.01.2016, в целях согласования размещения объектов в границах приаэродромных территорий.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ, в случае отсутствия на 01.01.2016 описания местоположения границ приаэродромных территорий в государственном кадастре недвижимости уполномоченные органы обязаны утвердить имеющиеся на день официального опубликования вышеуказанного закона карты (схемы), на которых отображены границы полос воздушных подходов на аэродромах, границы санитарно-защитных зон аэродромов, а также разместить указанные карты (схемы) на сайте уполномоченного Правительством Российской Федерации органа власти в целях согласования размещения объектов в таких границах.

Постановлением Правительства РФ от 31.08.2017 № 1055 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на осуществление функций, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» определено, что уполномоченными органами власти являются: Минобороны России - в отношении аэродромов государственной авиации; Минпромторг России - в отношении аэродромов экспериментальной авиации; Росавиация - в отношении аэродромов гражданской авиации.

Частью 3 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ предусмотрено, что до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах приаэродромных территорий, указанных в ч. 1 настоящей статьи, или в границах полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов, указанных в ч. 2 настоящей статьи, должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более чем тридцать дней: 1) с организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации, - для аэродрома экспериментальной авиации; 2) с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, - для аэродрома государственной авиации; 3) с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома гражданской авиации. В случае непредставления согласования размещения этих объектов или непредставления отказа в согласовании их размещения в установленный срок размещение объекта считается согласованным.

Таким образом, до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, строительство объектов капитального строительства, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах приаэродромных территорий аэропортов, полос воздушных подходов и санитарно-защитных зон аэродромов осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более чем тридцать дней: 1) с организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации, - для аэродрома экспериментальной авиации; 2) с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, - для аэродрома государственной авиации; 3) с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома гражданской авиации. В случае непредставления согласования размещения этих объектов или непредставления отказа в согласовании их размещения в установленный срок размещение объекта считается согласованным.

Дата последнего изменения 27 сентября 2018 19:53